«Творчество - это спасение»: интервью с дизайнером Ларисой Султановой
Уже сегодня вечером в Уральском центре развития дизайна пройдёт первый показ от именитых модельеров в рамках Недели моды. На днях мы съездили в авторскую студию одежды дизайнера Ларисы Султановой, чтобы побольше узнать о её творчестве и новой коллекции, которую она представит на модном событии.Как давно вы занимаетесь дизайном одежды? С чего началось ваше увлечение?
Я занимаюсь созданием одежды профессионально уже более двадцати лет. Десять лет назад открыла студию на Братьев Быковых, 19. У меня есть своя клиентура. Вообще, я не собиралась заниматься дизайном одежды. Училась в архитектурном институте на промышленном дизайне, а это история совсем не про моду. Всё получилось случайно. Во время первой сессии я готовила свой дебютный проект. Перед защитой ходила по общежитию в поисках чёрной туши, чтобы завершить работу. В тот вечер я встретила своего будущего мужа. Он мне сказал: «Ты никуда больше не ходи. Ложись спать, красавица. Утром встанешь - всё будет готово». И, действительно, сделал мне проект. На следующий день я пришла его защищать, а мой преподаватель похвалила меня: «Лариса, вы так выросли за эту ночь!». Хотя я ничего не делала. В общем, для девушки главное выйти замуж за правильного мужчину. (Смеётся).
Помните свой первый наряд, который создали?
Это было начало 1970-х годов. Тканей и пряжи в стране не было, но в доме моей бабушки, с которой я прожила всё детство, каким-то образом очутился отрезок материала. Поскольку она иногда шила на заказ, у неё была швейная машинка. Кроила она на полу, без составления схем - просто брала в руки ножницы и резала. И вот, однажды, мы вместе с моей бабушкой сшили беленький костюм в мелкий цветочек. Она была моим первым вдохновителем.
А сейчас вас кто вдохновляет?
На создание одежды меня вдохновляют сами люди. По натуре я ленивый человек, поэтому никогда бы ничего не стала делать сама. (Смеётся). Особенно, когда началась такая сложная ситуация. Как раз, накануне 23 февраля, я дала согласие на своё участие в Неделе моды. И тут случились все эти события. Начался большой информационный поток, от которого всем стало страшно. Люди приходили ко мне, как в общественную приёмную, заказывать себе платья или просто поговорить. В этот отрезок времени я и готовила свою коллекцию. Тогда я подумала: «Хватит ли у меня сил сделать эту коллекцию? Может
стоит отказаться?» Было страшно, но руки всё равно брали и делали.
Вы представляли свои коллекции за рубежом?
Да. В Италии, городе Пиза, в 2019 году перед пандемией. Это был международный конкурс, который судило достойное итальянское жюри. Я заняла второе место с коллекцией «Бусидо», а в награду мне дали учебный курс в Милане. Но туда я не успела съездить. В этот же год я поехала в Нью Йорк с нарядами из коллекции «Чарли Чаплин». Мы делали там фотосессию. Поскольку в Нью Йорке Чарли Чаплин долго жил, мне этот
город был очень интересен.
Где-то хотели бы ещё побывать?
Я очень хочу в Японию. Люблю японский дизайн, в частности модельера Иссэя Миякэ. Когда мне плохо, я делаю что-то яркое или в русской тематике, а в наполненном состоянии творю в стиле Миякэ. Обожаю Японию! Она меня тоже вдохновляет. Одно только слово об этой стране и мне уже становится хорошо.
Помимо Миякэ, из зарубежных дизайнеров у вас есть ещё фавориты?
Антонио Маррас. Мне кажется, ему также скучно как мне. И он взрывает всё своим творчеством. Он делает то, что хочет. И я примерно также. Мне он очень понятен. Весь дизайн Антонио про какой-то придуманный бесстрашный мир. Ему все равно купят у него
наряды или нет.
Какие цвета при создании одежды любите использовать?
Японская тема, например, это монохром. В этом стиле всё аскетичное, поэтому сложные формы там не читаются. Яркий цвет будет только перебивать. Но в целом красный цвет, конечно же, фаворит, хотя сейчас зелёный в моде. Вообще все цвета говорящие. Красный - очень сильный, к тому же, весной всегда хочется насыщенного цвета. Поэтому каждый сезон делаю яркую коллекцию. Осенью больше склоняюсь к японскому стилю, а весной,
конечно, отдаю предпочтение краскам.
Если говорить о ваших клиентах, кто чаще заказывает одежду?
Взрослые женщины. Но я мечтаю сделать мужскую линию нарядов. Следующая коллекция, я думаю, будет мужская.
Как считаете, почему больше шьют нарядов для женщин?
Мне кажется, мужчины очень капризные. Чтобы им угодить, надо много чего сделать. Они очень щепетильные. У них много вопросов, на которые должны быть только положительные ответы. На заказ я делала одежду для мужчин, но целую коллекцию никогда не пробовала создать. Хотя у меня уже стоит очередь из восьми клиентов сильного пола, которые хотят наряды в моём исполнении.
Что чаще всего заказывают ваши клиентки?
Помимо коллекционных тем, мы работаем как ателье. Когда ко мне приходят, я сразу спрашиваю, что человек хочет от наряда. Помню, была клиентка, которая пришла ко мне с красным отрезком ткани и сказала: «У меня намечается вечеринка. Я хочу всех поразить своим платьем». Таких клиентов, которые шьют красное платье, чтобы просто подать в нём сваренный борщ на обед для своей семьи, конечно нет. Это было бы, наверное, круто. Я бы хотела такое сшить, но таких заказов нет. (Смеётся).
Знаменитости заказывали у вас одежду?
В 1996 году Александр Васильев напечатал в своём издании «История моды» мою модель платья. Тогда я была ещё студенткой. Считаю, что это достойно уважения. Я осталась на века в его книге. При чём об этом мне рассказала моя клиентка. Потом, когда он сюда приезжал со своими лекциями, я к нему подошла с книгой, попросила подписать её. Вообще, удивительно, как он нашёл моё платье? Ведь на тот момент не было интернета!
Хотели бы создать наряды для фильма или спектакля? Может быть для музыкальных клипов или выступлений на сцене?
Насчёт фильмов и кино, поступали такие предложения, но мне почему-то они показались неинтересными. Может быть меня затянуло работа с клиентами. Я открыла свою студию. Это мой дом, моя среда. Мне тут очень комфортно. Это огромное счастье заниматься тем, чем хочешь. Что касается музыкальных клипов, я делала наряды для молодого начинающего режиссера, когда проходил фестиваль «Мой авангард». Он снимал клип на песню Насти Полевой «Ветер», который победил в этом фестивале. Я сшила костюмы для этого клипа.
Дизайнеры общаются между собой?
Сейчас уже не так тесно. С некоторыми, кто близок по духу, поддерживаем отношения. Раньше у нас была традиция: десять лет подряд мы каждый январь ездили в Париж на выставку CPM. Там смотрели новинки и тенденции. На целый год мы напитывались интересными идеями. Сейчас уже такого нет. Мы бы с удовольствием поехали опять все вместе.
Расскажите немного про свою студию.
Я всегда мечтала о своей студии. До её открытия десять лет шила дома одежду для масс маркета. Этим и зарабатывала деньги. У меня были поставщики тканей, свои клиенты, я сдавала наряды в магазины на реализацию. Поэтому в этой сфере наработалась сполна. Я не хочу больше никакой массовки. Эту студию мне подарил мой муж. Локацию мы нашли случайно. Она мне очень нравится. Здесь тихо и уютно, только свои люди. Это совершенно не проходная улица. Она находится в старом, но довольно атмосферном еврейском районе. Ремонт делала сама, в интерьере есть антикварные вещи. Здесь я провожу каждый день. Я люблю кроить, работать руками и создавать вещи. Полдня я общаюсь с людьми. Они часто спрашивают: «Мы вас не отвлекаем?» Но это часть моей работы: пить чай и разговаривать с клиентами. Меня даже часто называют психотерапевтом. Женщины иногда приходят и не знают, чего хотят. Поэтому нужно их выслушать, чтобы примерно иметь представление о будущем наряде.
У вас есть помощники?
У меня небольшая команда - всего четыре человека. В студии есть рабочее помещение. Там трудятся два портных, закройщик и вышивальщица, которая вышивает по моим рисункам.
Какую коллекцию представите на Неделе моды?
Название пока рабочее «Антистресс» и, как я уже говорила, создавалась она в непростой период. Это был уход в некое другое состояние или измерение. Это нормально. В таких сложных ситуациях нужно что-то делать. Творчество - это спасение. Хотелось сделать что-то базовое и, в тоже время яркое, поскольку весна. В помощники я себе взяла художника Рене Магритта. Я люблю художников и музеи. У него есть знаменитая картина, на которой изображён мужчина в шляпе с яблоком на лице. Так вот, на показе у всех моделей будет на голове яблоко. Магритт использовал яблоко, как символ нового Адама, а я хочу сказать, что это новая Ева. То есть обновление. Я люблю смешивать смыслы в одну историю. Проход моделей будет под музыку грузинского композитора Гиа Канчели. Я выбрала её сама и теперь не могу наслушаться. Она не пустая, в ней есть целый сюжет. Кстати, на показе будет только одна взрослая модель, все остальные - молоденькие девочки.
В работе над нарядами, какие материалы использовали?
Половина коллекции - это верхняя одежда, другая половина - базовые свитшоты. Вот, например, плащ - это плащовка, а внутри лён. Я обожаю лён, потому что он очень приятен к телу. Мне кажется плащовка со льном - идеальное сочетание. Есть наряд из сжатого хлопка с металлонитью. Ещё обожаю то, что чуть-чуть помятое, поскольку ленивая и не люблю гладить. (Смеётся).
В новом сезоне, какие можете дать рекомендации девушкам и женщинам, чтобы они
оставались в тренде?
Я много читала и слушала. Конечно, тренды все поменялись. Но могу сказать, что Левитан, который был комментатором во время Второй мировой войны, призывал девушек красить губы. Видимо это необходимо, чтобы был какой-то стимул к жизни. Возможно это был его мужской посыл, ведь трудно было жить в то время, поэтому хотелось, чтобы женщины поддерживали мужчин позитивом.
Мы благодарим Ларису Султанову за интересную беседу и с нетерпением ждём её показ
на Неделе моды.
Автор: Елена Брянцева
Источник: https://mag.gorpom.ru/citynews/10420149-tvorchestvo-eto-spasenije-intervyju-s-dizajnerom-larisoj-sul...